Защита от сетевых атак

Защита от сетевых атак

Сетевые атаки способны вывести из строя ресурсы организации, что ведет к финансовым и репутационным потерям, практические способы их подавления и раннего выявления позволяют обеспечить комплексную защиту.

Содержание:

  • Виды сетевых атак

  • Обнаружение сетевых атак

  • Наносимый ущерб

  • Способы защиты 

  • Комплексное решение от сетевых атак

Введение

Сетевые атаки с каждым годом становятся изощреннее и приносят серьезный финансовый и репутационный ущерб. Атака поражает все коммуникации и блокирует работу организации на продолжительный период времени. Наиболее значимые из них были через вирусов шифровальщиков в 2017 году — Petya и Wanna Cry. Они повлекли за собой миллионные потери разных сфер бизнеса по всему миру и показали уязвимость и незащищенность сетевой инфраструктуры даже крупных компаний. Защиты от сетевых атак просто не было предусмотрено, в большинстве организаций информационная безопасность сводилась в лучшем случае к установке антивируса. При этом с каждым днем их видов становится на сотни больше и мощность от последствий только растет. Как же защитить бизнес от таких киберинцидентов, какие программы для этого существуют, рассмотрим в этой статье.

Виды сетевых атак

Разновидностей сетевых атак появляется все больше, вот только наиболее распространенные, с которыми может столкнуться как малый бизнес, так и крупная корпорация, разница будет только в последствиях и возможностях их остановить при первых попытках внедрения в сетевую инфраструктуру:

  • Сетевая разведка — сведения из сети организации собирают с помощью приложений, находящихся в свободном доступе. В частности, сканирование портов — злоумышленник сканирует UDP- и TCP-порты, используемые сетевыми службами на атакуемом компьютере, и определяет уязвимость атакуемого компьютера перед более опасными видами вторжений;

  • IP-спуфинг — хакер выдает себя за легитимного пользователя;

  • Mail Bombing — отказ работы почтового ящика или всего почтового сервера;

  • DDоS-атака — отказ от обслуживания, когда обычные пользователи сайта или портала не могут им воспользоваться;

  • Man-in-the-Middle — внедрение в корпоративную сеть с целью получения пакетов, передаваемых внутри системы);

  • XSS-атака — проникновение на ПК пользователей через уязвимости на сервере;

  • Фишинг — обман путем отправки сообщений с якобы знакомого адреса или подмена знакомого сайта на фальшивую копию.

  • Применение специализированных приложений — вирусов, троянов, руткитов, снифферов;

  • Переполнение буфера — поиск программных или системных уязвимостей и дальнейшая провокация нарушение границ оперативной памяти, завершение работы приложения в аварийном режиме и выполнение любого двоичного кода.

  • Атаки-вторжения — сетевые атаки по «захвату» операционной системы атакуемого компьютера. Это самый опасный вид, поскольку в случае ее успешного завершения операционная система полностью переходит под контроль злоумышленника.

Защита от сетевых атак строится на непрерывном мониторинге всего, что происходит в сети компании и мгновенном реагировании уже на первые признаки появления нелегитимных пользователей, открытых уязвимостей или заражений.

Обнаружение сетевых атак

Один из наиболее актуальных и сложных вопросов со стороны службы безопасности всегда будет — как обнаружить сетевую атаку еще до того, как нанесен существенный ущерб.

Обнаружение атак на сеть организации — прямая задача службы безопасности. Но зачастую атаки настолько продуманные и изощренные, что внешне могут не отличаться от обычной пользовательской активности или проходить незаметно для пользователей с использованием их ресурсов. Обнаружить аномалии трафика — первые признаки инцидента— вручную можно лишь тогда, когда он уже хотя бы частично совершен.

Чтобы обнаружить аномалии в трафике с момента их появления в сети, необходимы специализированные решения для непрерывного мониторинга всех потоков трафика — почтовых адресов, серверов, подключений, портов и пр. на уровне сетевых пакетов.

С помощью специализированных решений выявление сетевых атак происходит автоматически, о чем специалист службы безопасности получает мгновенное оповещение на почту или в SIEM. Сразу формируется отчет, откуда взялась вредоносная активность, кто явился ее инициатором. У службы безопасности есть возможность оперативных действий по предотвращению инцидентов. По результату нивелирования угрозы можно также прописать политику безопасности по блокировке подобных вторжений в дальнейшем.

Наносимый ущерб

Эксперты в сфере ИБ сходятся во мнении, что реально оценить ущерб от кибератак практически невозможно. Во-первых, не все организации точно знают о своих потерях, в связи с тем, что не занимаются информационной безопасностью в своих компаниях. Во-вторых, многие организации, столкнувшиеся с кибератаками, не спешат обнародовать свои убытки, чтобы избежать санкций со стороны регуляторов.

Портал Tadviser  еще в 2018 году посчитал, что убытки российских компаний от сетевых атак превысили 116 млн руб. И эта цифра ежегодно только растет.

Если говорить о мировых масштабах ущерба для мировой экономики, компания Allianz Global Corporate & Specialty оценила его в более чем 575 млрд долларов — порядка 1% мирового ВВП.

Атаки на сеть в большинстве своем имеют цели наживы или нанесения умышленного вреда, к примеру, со стороны конкурентов или уволенных сотрудников, к примеру. Поэтому результат атаки, если ее не предотвратить, всегда плачевный. Масштаб также зависит от целей и профессионализма ее инициатора — просто приостановить работу компании, выкрасть те или иные данные, заблокировать сеть с целью выкупа или нецелевое использование ресурсов компании.

Отсутствие специализированных систем для выявления, подавления и расследования делает организацию уязвимой в каждый момент.

Способы защиты

Каждую сетевую атаку можно рассматривать как отдельный и серьезный инцидент безопасности. И, по сути, есть множество программ, способных обеспечить защиту от отдельных видов сетевых вторжений:

  1. Шифрование данных — возможность скрыть информацию, в случае утечки злоумышленник не прочитает ее.

  2. Установка антивирусов и их своевременное обновление — поможет выявить и обезвредить вредонос и отправить зараженные файлы на карантин.

  3. Блокировщики снифферов и руткитов.

  4. Межсетевой экран — фильтрация всего проходящего через него трафика.

  5. Anti-DDoS — решения или возможности ими пользоваться через подключение защиты у оператора связи.

  6. IDS-решения, позволяющие обнаружить сетевые вторжения.

Другой вопрос, готовы ли организации закупать и внедрять средства защиты от каждой атаки, которых с каждым днем становится все больше и больше. И способны ли сотрудники безопасности «жонглировать» этими средствами защиты, проверяя каждую уязвимость. 

Стоит учитывать и тот факт, что атаки не остаются на том же уровне, растет их сложность. И программы защиты, даже если внедрены, имеют свойства устаревать — им постоянно нужно обновление, по факту опережающее или хотя бы не отстающее от киберугроз.

У стандартных способов защиты от угроз получается сразу две проблемы — во-первых, они по большей части не автоматизированы и требуют ручных действий от сотрудников безопасности, а во-вторых, не всегда могут обнаружить новые типы угроз.

Поэтому организациям, которые ценят свою репутацию, и не готовы терпеть репутационные и финансовые потери вследствие кибератак, нужно задуматься и выделить бюджеты на внедрение комплексного автоматизированного решения по защите от инцидентов.

Какие преимущества это дает? У службы безопасности есть предустановленные политики безопасности со сценарием реагирования на большинство известных типов атак. То есть, многие сетевые инциденты будут подавлены по первым признакам.

Новые типы вторжений также не останутся незамеченными, так как система выявит нетипичное поведение пользователя или программы и сигнализирует об этом службе безопасности. Останется посмотреть уязвимости, закрыть их и провести расследование, чтобы устранить подобную угрозу в дальнейшем.

Еще один существенный плюс комплексного решения безопасности — это постоянное обновление. Центр компетенций разработчика постоянно мониторит появление новых угроз и формирует базу защиты от них и предоставляет эту информацию пользователям системы, что в разы сокращает риски атак и заражений в сети. Более того, решения часто дополняются новыми возможностями защиты под потребности клиентов. То есть, приобретая комплексное решение по защите от сетевых инцидентов, организация получает настраиваемый эффективный инструмент для безопасности своих активов от всех типов сетевых угроз.

Комплексное решение от сетевых атак от «Гарда Технологии»

«Гарда Технологии» как производитель решений по информационной безопасности охватывает все уровни защиты корпоративной сети. Решение «Гарда Монитор» — это аппаратно-программный комплекс класса NTA (система анализа трафика network traffic analysis, NTA) для обнаружения и расследования сетевых инцидентов. Эта система не пропускает ни одной аномалии и уязвимости даже там, где не сработали другие системы безопасности, за что получила название «система последнего шанса». 

Система работает на уровне сетевых пакетов и позволяет мгновенно детектировать любые нарушения в сети. Пользователь программы в интерфейсе видит все, что происходит в сети, в каких узлах и на каких рабочих местах и может оперативно закрыть уязвимости и заблокировать распространение атаки или заражения по сети.

АПК «Гарда Монитор» обладает следующими возможностями:

  • непрерывный мониторинг сетевой активности;

  • анализ событий безопасности;

  • обнаружение вторжений;

  • карта сети;

  • запись потоков трафика;

  • фильтр трафика;

  • профилирование пользователей и систем;

  • расследование сетевых инцидентов.

«Гарда Монитор» — это эффективное решение для контроля внутренних и внешних сетей организации и предупреждения сетевых атак любого типа. Когда служба безопасности в режиме реального времени видит все, что происходит в сети, автоматически выявляет нарушения и может мгновенно предотвратить инцидент. Внедрение такого решения в сеть компании — это выгодное вложение в безопасность и репутацию организации как надежно защищенную от вторжений.